Дата публикации 23.07.2024
С 01.01.2022 порядок получения усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) изменился. В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ, УКЭП теперь могут выдавать только аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ). Таковыми признаются те УЦ, которые получили аккредитацию в соответствии с установленным порядком, а также УЦ ФНС России, Казначейства России и Банка России. При этом каждый УЦ может выдавать УКЭП только той категории лиц, которая определена для него Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Это зависит от типа организации и категории заявителя (руководитель организации, индивидуальный предприниматель, представитель юридического лица по доверенности, физическое лицо).
УЦ ФНС России выдает квалифицированные сертификаты руководителям юридических лиц, индивидуальным предпринимателям и нотариусам (п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 17.2 Закона № 63-ФЗ). Подробнее о получении электронной подписи в УЦ ФНС см. в статье.
УЦ Банка России выдает УКЭП (п. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 17.2 Закона № 63-ФЗ):
Подробнее о получении электронной подписи в УЦ Банка России см. в статье.
УЦ Казначейства России выдает УКЭП (п. 1 и п. 4 ч. 3 ст. 17.2 Закона № 63-ФЗ):
Подробнее о получении электронной подписи в УЦ Казначейства России см. в статье.
С 2022 года изменились правила выдачи квалифицированных электронных подписей. Теперь нотариусы, индивидуальные предприниматели и руководители юр. лиц получают электронные подписи в ИФНС или у её доверенных лиц.
Получить электронную подпись можно в подразделениях ФНС. Ознакомиться с подразделениями, адресами и графиками их работы вы можете на сайте ФНС России (рис.1).
Рис. 1
Электронную подпись, полученную в УЦ ФНС России, можно использовать на всех электронных площадках и сервисах, а также при предоставлении налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и при обмене другими документами.
При необходимости в сервисе "1С-Отчетность" можно удаленно перевыпустить (продлить) сертификат электронной подписи без посещения ФНС и ее доверенных УЦ. Подробнее об удаленном перевыпуске см. в статье Удаленный перевыпуск сертификата электронной подписи руководителя
Подробнее о том, как получить, использовать и перевыпустить электронную подпись, вы можете посмотреть в памятке на сайте ФНС России.
Порядок создания и выдачи сертификатов электронной подписи определен Указанием Банка России от 10.03.2021 № 5750-У и Порядком реализации функций и исполнения обязанностей удостоверяющего центра Центрального банка Российской Федерации.
Получить электронную подпись можно в пунктах выдачи Банка России. Ознакомиться со списком пунктов, адресами и графиками их работы вы можете на сайте Банка России (рис.2).
Подробнее о получении электронной подписи см. на официальном сайте Банка России.
Рис. 2
Порядок реализации Федеральным казначейством функций аккредитованного УЦ утвержден Приказом Федерального казначейства от 15.06.2021 №21н.
Подробнее о получении электронной подписи см. на официальном сайте Федерального Казначейства.